На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

History

233 подписчика

Кафедральный собор Кёльна

В средневековье Кельн был крупнейшим из богатейших городов Европы. Поэтому не случайно, что импозантная панорама города на Рейне неоднократно запечатлевалась на различных старинных полотнах и пейзажах.
Одной из самых популярных достопримечательностей Кельна, да и всей Германии является знаменитый кафедральный Кёльнский собор (Kölner Dom) Место, на котором сегодня находится собор, являлось, по всей вероятности, еще в римский период истории Кельна религиозным центром проживающих здесь христиан.

Сведения о форме и размерах Старого собора известны не только благодаря проведенным раскопкам, но и дошли до нашего времени в виде рисунков из рукописи 1025 года – так называемого «Кодекса Гиллиниуса».



Решение о строительстве собора было принято кёльнским духовенством в 1225 году.
В те времена город был одним из самых богатых и значимых в Германской империи, поэтому для него было важно иметь свой кафедральный собор, который своим величием должен был затмить все европейские храмы того времени.

Еще одной причиной строительства собора стали останки Святых волхвов, которые в 1164-м году архиепископ Кельна Райнальд фон Дассель получил в знак благодарности от Фридриха I Барбароссы за военную помощь при покорение Милана в период второго итальянского похода.
Эти мощи - одни из самых ценных реликвий той эпохи. Бесценное сокровище, ведь волхвы (три святых короля – Каспар, Мельхиор и Бальтазар) были первыми, кто поклонился младенцу Иисусу.
Одним из искуснейших ювелиров того времени, Николаусом Вердунским, для мощей был изготовлен роскошный ларь. Ларь трех волхвов имеет следующие размеры: высота -1,53 м, ширина 1,10 м, длина -2,20 м. Деревянный корпус ларя обит позолоченными медными и серебряными пластинами. Фигуры выполнены методом чеканки. Только передняя сторона ларя почти полностью изготовлена из листового золота. На середине передней стороны ларя сидит Мария с Христом-младенцем, к которой слева приближаются три поклоняющихся волхва. Очевидно, что сюжеты на ларе не являются циклом сцен из жизни трех волхвов, а посвящены жизненному пути Христа - Спасителя.
Местом расположения ларя с мощами должен был стать грандиозный кафедральный собор.



Но прошло еще 20 лет прежде, чем проект возглавил Герхард. Фундамент собора должен нести груз в 160 тысяч тонн вечно - таков замысел Герхарда. Под гигантский фундамент нужно вынуть грунт на площадь более 12 тысяч квадратных метров.
Строительство собора началось в 1248-м году.
В целом же возведение Кельнского собора разделилось на два периода – с 1248 по начало ХIV века и с 1842 по 1880 годы.
Первый камень в основании строения был заложен архиепископом Кельна Конрадом фон Гохштаденом. Основные формы собора были позаимствованы у новых соборных комплексов, появившихся во Франции (Амьенский собор)
Для того, чтобы во внутренние помещения проникало больше света, вместо массивных стен были возведены стройные пилястры.
А для того, чтобы стены были в состоянии выдержать огромный вес высоких сводов, была применена система внешних пилястр и арок – так называемая арочно-контрфорсная система.
Контрфорсы принимают нагрузку на себя, они являются структурно необходимыми элементами сооружения. В готическом соборе нет толстых стен. Готическая архитектура ажурная и легкая. А вот фундамент, на котором покоится собор, весит почти столько же, сколько весит сам собор.



В ХIV веке были возведены южные нефы собора и второй этаж.
Зал ее первого этажа значительно отличался от прочих частей здания подчеркнутой утонченностью своих архитектурных элементов.
В сентябре 1322 года были освящены хоры собора. На момент освящения его убранство считалось самым красивым и богатым во всём христианском мире.
В ХV было завершено строительство третьего этажа Южной башни, на которой было установлены отлитые в 1448/49 колокола «Претитоза» и «Специоза». Только после этого началось возведение северных боковых нефов собора.
В начале ХVI весь комплекс работ по сооружению среднего нефа был завершен путем установки кровли собора в северной части по высоте боковых нефов.
На этом заканчивается средневековый период в истории строительства собора.
Было ли виной проклятие лукавого, или же помешали эпидемии, прокатившиеся по Европе, что именно помешало - можно лишь предполагать. Некоторые из исследователей называют в качестве главной причины прекращения строительства собора изменение мировоззрения тогдашнего общества. Эпоха Возрождения с новыми ценностями и идеалами сменила готику Средневековья, и людям нового времени и новой Европы просто не требовался такой грандиозный готический храм...



Однако после того как революционные французские войска изгнали из собора духовенство, превратив его в фуражный склад, в народе с новой силой проснулось стремление довести строительство готического сооружения до конца.
Расходы на строительные работы в соборе, возобновленные в 1842 г., поделил между собой прусский король Фридрих Вильгельм IV и основанное жителями Кельна Центральное общество по строительству собора.
Обе башни достраивались по средневековым чертежам, составленным около 1300 года. Завершение строительства фасадов поперечных пристроек, оригинальные чертежи которых не сохранились, осуществлялось по проекту известного немецкого мастера церковной архитектуры Эрнста Фридриха Цвирнера (1802-1861 гг.)
Внутренние статуи дверного откоса, дверной арки и множество фигур в арочных маршах созданы руками выдающихся скульпторов, многие из которых принадлежали к знаменитой династии Парлеров. Их произведения отличаются необычайной выразительностью и реализмом. Автором скульптур остальных западных порталов является кельнский скульптор Петер Фукс. В ХIХ в его мастерской для собора было создано более 700 скульптур.
Для остекления окон потребовались многие квадратные метры витражей.
15 октября 1880 года на вершине Южной башни был уложен последний камень.
Сооружение собора, продлившееся в общей сложности 632 года, было полностью завершено. Этот день стал национальным событием, на праздновании которого присутствовал лично император Вильгельм I.
Высочайшее качество всех работ, осуществленных в ХIХ веке, превратило собор в один из величайших шедевров неоготики.



Кёльнский собор — это не просто божий дом, но и сокровищница, где хранятся удивительные реликвии, привлекающие паломников со всего мира. Про ларь трех волхвов (по сегодняшний день он является главной ценностью собора и занимает в нем центральное место) уже упоминалось. Короны трех волхвов по сей день украшают городской герб.
К числу самых ценных художественных сокровищ собора относится и чудотворное распятие Геро. Этот 2-х метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969-976 гг.) - доверенным и посланником императора Отто I. Идея создания креста возникла у архиепископа по возвращению из поездки из Византии. В то время подобные большие кресты с изображением распятия еще не были известны в Европе.
Существует такая легенда об этой реликвии: на деревянном распятии появилась трещина, которая вновь закрылась, когда архиепископ Геро приложил к ней просвирку. С тех пор распятие Геро признано чудотворным.
Собор хранит также главное произведение гениального мастера живописца кёльнской школы Стефана Лохнера — Алтарь покровителей города. Он был создан около 1445 г. для часовни в городской ратуше и был перенесен в собор лишь в 1809 г. С величайшим мастерством живописец сумел передать красоту тканей и мехов, а также ослепительный блеск золота.



К числу других сокровищ Кёльнского собора относят великолепные витражи.
Верхний этаж хоров украшают "королевские витражи", созданные в 1300 году.
Первый витраж - «Три волхва».
В центре композиции – поклонение волхвов младенцу Христу. Этот витраж отличается сложными, состоящими из множества деталей архитектурными украшениями. В искусно выполненных балдахинах отражается архитектура собора. Что касается цветовой гаммы витража, то на этом доминируют красные и синие цвета.
Вторым витражом, является витраж «Св. Петра и родословная от Христа».
Он был подарен собору архиепископом Филиппом Даунским. Епископ изображен стоящим на коленях в окружении св. Петра и св. Себастьяна. Нижняя часть витража украшена фамильными гербами его предков. В левой верхней части витража представлены эпизоды из жизни св. Петра, начиная от его бытия как рыбака вплоть до казни через распятие.
Третий витраж – «Рождение Христово».
Этот витраж относится к циклу витражей, заказанным королем Людовигом I в 1842 г. На нижних аркадах стоят четыре пророка со свитками. Большая сцена изображает поклонение пастырей и королей, а верхняя часть посвящена благовещению. Из всей гаммы сочных и разнообразных тонов больше всего выделяется синяя накидка Марии. Чрезвычайно искусно и реалистично выписаны ткани, например одеяние из золотой парчи стоящего на коленях короля и головы персонажей, на которых, казалось бы, различим каждый волосок. Обрамляющие витраж архитектурные элементы имитируют средневековый стиль.



Витраж южной боковой пристройки 19-го века был разрушен во время II–ой мировой войны. После войны витраж был закрыт бесцветным стеклом с лишь незначительными орнаментами. Так как старый витраж не был задокументирован, восстановление первоначального остекления было невозможно. Отображать фигуры решили нецелесообразным и поэтому пригласили проживающего в Кельне художника Герхарда Рихтера. Опираясь на свои соображения цветных полей, он предложил заполнить поверхность цветными квадратами. После точного анализа цветов, он принял решение в пользу стекла ручного дутья 72 различных цветов. Герхард работал пять лет вместе со строительной мастерской этого собора над этим проектом.
В августе 2007 г. состоялось торжественное открытие витража.

Невозможно не упомянуть о выдающимся шедевре кельнской алтарной живописи средних веков – алтарь св.Клары. Он создан около 1360 г. для церкви св. Клары кельнских францисканок и перенесен в собор в 1811 г.. Ларь закрывается сдвоенными боковыми створками. На тыльных сторонах изображены святые. При открытых наружных створках взору открывается 24 сцены из жития Христова. Нижний ряд посвящен молодости Иисуса, а нижний – его страданиям. Первоначальные изображения были покрыты новым слоем живописи около 1400 г., т.е. всего лишь через 40 лет после их появления. Эта многослойность была обнаружена в ходе реставрации алтаря. Сегодня оба слоя живописи представлены друг возле друга. Эта великолепная часть алтаря открывалась в средневековье только по большим праздникам.



Также внутри Кельнского собора находится глубоко почитаемая скульптура богоматери «Мадонна с драгоценностями», созданная в ХVIII веке.
Фигуры Марии и дитя одеты в ткани и обвешаны богатыми украшениями. В Кельне по традиции считалось, что для того, чтобы добиться благосклонности всевышнего, влюбленные, страдающие от безответной любви, и мечтающие о детях супруги должны украшать церковные статуи драгоценными камнями и золотом. Прекрасные светильники, находящиеся по обеим сторонам от алтаря выполнены в стиле барокко.



Во время войны Кельн был разрушен практически полностью, и собор уцелел благодаря лишь негласному сговору летчиков, которые использовали его шпили в качестве ориентиров.
Реставрационные работы были начаты уже в 1945 году, однако временная реставрационная конторка продолжает до сих пор стоять на площадке у Кельнского собора.
Великолепный римско-католический готический собор возвышается над Кельном и является символом города.
Он является третьим по высоте собором в мире и занимает почетное место в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Картина дня

наверх