На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

History

233 подписчика

Путь Женщины в Древнем Риме: хранительница очага или некто больший? Часть 5

Религия и женщины
Религия и люди, имеющие отношения к ней, всегда играли большую роль, а особенно в период Древней истории в любом государстве. В данной статье мы постараемся выяснить, как относились к женщинам, которые состояли в непосредственной близости к религии в Древнем Риме царского периода.

Римская религия высоко ставит женщину. Благоденствие государства находится в руках весталок, роль которых исполняют женщины-девственницы, охраняющие вечный огонь на алтаре Весты. «Никому в Риме не оказывают столько почёта, сколько им: консул со своими ликторами сходит перед ними с дороги… Если они встречаются случайно с преступником, которого ведут на казнь, ему оставляют жизнь. Весталка должна только поклясться, что встреча была случайной, невольной, не преднамеренной», пишет Плутарх.

Культ Весты был культом священного очага (ср. греч. hestia — «очаг») как домашнего, так и общегражданского. В круглом храме Весты не было изображений богини — только священный огонь, который поддерживали шесть жриц-весталок: «По преданию, Нума построил также храм Весты для хранения неугасаемого огня. Он дал ему круглую форму; но она представляла не фигуру Земли, — он не отождествлял с нею Весту, — а вообще, вселенную…». В день нового года (1 марта) этот огонь заново возжигался трением. В весталки брали девушек из лучших семей, служение их продолжалось 30 лет. Они не состояли под отеческой властью и пользовались большим уважением, но весталка, потерявшая целомудрие, каралась смертью. Учреждение института весталок некоторые историки приписывают Ромулу, но большинство из них больше склоняются к кандидатуре Нумы Помпилия (715 – 673/672 гг. до н.э.) Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» пишет: « Говорят, что Ромул впервые учредил и почитание огня, назначив для служения ему священных дев, именуемых весталками. Но другие историки приписывают это Нуме…».
Весталки имели множество преимуществ по сравнению с простыми женщинами. Они могли составлять завещание ещё при жизни самого отца (в Риме это было запрещено для простых девушек), располагать своей частью имущества самостоятельно. Однако за наличие таких прав нужно было платить. Наказания, которые существовали в Древнем Риме для весталок, преступивших свои права и обязанности, были ужасающими. За различные проступки жриц наказывал розгами сам верховный понтифик, но за серьёзные нарушения, такие как потеря девственности, сулила смертная казнь. В «Римских вопросах» Плутарх пишет: «Почему весталок, утративших чистоту, казнят не иначе, как погребением заживо? Может быть, потому, что покойников сжигают, а предавать огню тело женщины, которая не соблюла священный огонь, было бы неправедно? Или же считается недозволенным уничтожать тело, над которым совершали важнейшие очистительные таинства, и налагать руки на священную женщину? Потому и устраивалось так, что она должна была умереть как бы своею смертью: её отводили в заранее приготовленную подземную келью, оставляли там горящий светильник, немного хлеба, молока и воды, а затем темницу засыпали сверху землей. Но даже и такой способ избежать кары не избавил римлян от богобоязни. И поныне жрецы, приходя к этому месту, приносят покойницам умилостивительные жертвы».
Кроме женщин-весталок, занимающих высокое общественное положение, в Древнем Риме существовали и женские храмы, о чём свидетельствует Плутарх: «Почему в один из многочисленных римских храмов Дианы, а именно в тот, что в Патрицийском переулке, никогда не входят мужчины? Может быть, по преданию о том, что собаки растерзали какого-то человека, пытавшегося совершить насилие над женщиной, которая в этом храме приносила жертвы Диане. И вот, должно быть, из богобоязни мужчины туда не входят». Некоторым богам жертвы могут приносить лишь женщины. К примеру, богам домашнего очага Ларам, жертву приносили как только что вышедшие замуж девушки, так и уже давно состоящие в браке женщины.
Итак, мы можем видеть, что женщины в Древнем Риме имели к религии прямое отношение. Институт весталок, учреждённый Нумой Помпилием, существование женских храмов, куда был воспрещён вход мужчинам – всё это свидетельствует лишь об одном: женщина играла важную роль в религии Рима, начиная с основания города.

Юлия Гаркушенко

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх