На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

History

233 подписчика

Правда об Арабском халифате

Со школьных лет у нас на слуху история Римской империи, зародившейся на семи холмах, успевшей достигнуть неповторимого могущества и пришедшей через века в упадок. Однако мы мало говорим о ее собрате, существовавшем, правда, гораздо позже – Арабском халифате, который прошел чем-то схожий исторический путь, свойственный всем мировым империям.

Халифат был основан Мухаммедом, который вошел в историю не только как легендарный пророк Аллаха, но и как полководец, дипломат и расчетливый политик. В этой статье мы посмотрим, как развивался самый первый – «Праведный халифат», до воцарения династии Омейядов, как разрасталась и строилась арабская империя на первых порах.

Приход Мухаммеда

История халифата начинается с 7 века нашей эры. В то время земли будущего халифата не представляли из себя надежной опоры для государства. Аравийский полуостров населяли бедуины, занимавшиеся кочевым скотоводством, арабы- язычники и другие обособленные племена. Лишь к пятому веку нашей эры появились первые государственные образования (Гассан и др.), где сохранялся рабовладельческий строй. На тот момент в песках Аравии проживало не более пяти миллионов человек. Одним из основных промыслов арабов была торговля, поэтому к шестому веку уже существовали такие крупные торговые города, как Мекка, Медина (Ястриб) и другие. Именно в Мекке примерно в 570 году родился Мухаммед, которому было суждено создать в пустыне могучий халифат.
Мухаммед происходил из купеческой семьи, рано осиротел и поэтому с детства помогал родственникам за торговым прилавком. Затем, когда ему исполнилось 40 лет, ему начали сниться пророческие сны, и ангел Джабраил, посланник Аллаха, явил ему ислам вместе с Кораном- священным писанием. Мухаммед стал главой мусульманской общины- уммы и активным проповедником новой религии – ислама. Вскоре все больше и больше людей обращались к Аллаху, влияние ислама росло так быстро, что это не могло не вызвать опасений у купеческой верхушки Мекки. Мухаммеду грозило убийство, и тогда, в 622 году, пророк бежал со своими верными друзьями в Медину. В исламе это событие называется хиджрой, и именно с этого дня начинается летоисчисление в мусульманском календаре.
В 630 году он объявил, что намерен совершить хадж (паломничество) в Мекку как в мусульманский город. Мекка сдалась мусульманам без боя: купцы, державшие власть в городе, пошли на выгодное мирное соглашение с пророком, так как перспективы создания единого государства в Аравии им казались выгодными. Теперь весь Аравийский полуостров признавал власть Мухаммеда, а Мекка стала священным городом всего исламского мира.
Однако уже 8 июня в 632 году Мухаммед умер, прожив в совокупности 60 лет и оставив после себя крепкое, молодое государство арабов, сплоченное общей религией- исламом со столицей в Медине. После кончины пророка халифом был избран его друг Абу Бакра, который положил начало арабским завоеваниям.

Правление Абу Бакры (632- 634)

Абу Бакра одним из первых жителей Мекки принял ислам, жил очень скромно, не думая переселяться из своего глиняного дома на краю города. В первые годы правления он хладнокровно расправился над мятежниками бунтующих племен, чем только укрепил свою власть. Затем халиф обратил свой взгляд на Евфрат, распространив ислам в Междуречье. За несколько часов до смерти Абу сделал своим преемником Умара ибн Аль- Хаттаба, завещав ему халифат, потрепанный междоусобными войнами. Абу Бакра огнем и мечом сплотил Аравию, избавившись от вероотступников.

Умар ибн Аль- Хаттаб (634-644)

За десять лет Умар разбил практически всех врагов халифата и расширил территорию страны в несколько раз. Усман захватывал восточные провинции Византии и западные земли Ирака, где обосновалось воинственное государство персов Сасанидов. Победы над Византией начались с захвата Дамаска, а вместе с ним и всей Сирией. С 638 по 639 была штурмом взята Антиохия, арабы вошли в Иерусалим и устремились в Египет. На пути лежала хорошо укрепленная Александрия — столица египетской провинции

Византии. Однако в 642 году город пал, и Умар завладел устьем и долиной Нила. По преданию, византийский император, услышав вести о потери Александрии, тут же умер от такого страшного горя. В этом же году состоялась битва при Нехавенеде, в которой арабы разбили войско персов. В дальнейшем экспансия арабов коснулась Азербайджана и Армении. Вскоре и они покорились халифату. Умар успел начать реформы государственного управления. Таким образом, Умар включил в состав обширной империи новые народы и города, а власть перешла Усману ибн Аффону.

Усман ибн Аффан (644- 656)

Этот халиф вел себя более осторожно и не отличался такой смелостью и активностью, как его предшественники. Тем не менее, он сумел захватить Кипр и Родос- острова в Средиземном море, — издать канонический вариант Корана, упорядочить налогообложение и перестроить главную мечеть мусульман Масджид аль- Харам, где установлена Кааба. Кстати говоря, налоги легли тяжким бременем на плечи крестьян, ведь казну надо было постоянно пополнять для завоеваний. Помимо этого, взымался особой налог на немусульман. Соответственно, если немусульманин принимал ислам, то освобождался от налогов и прочих запретов. Вообще основный принцип деления населения на категории в халифате основывался на формуле «мусульманин- немусульманин». Так, христианам и иудеям было запрещено заключать брак с мусульманами и брать в раба приверженца ислама.
Во время правления Усмана арабы не только начали экспансию на море, но и одержали первую морскую победу над греками в битве у Фойника. Усман ибн Аффон ослабил Персию, взяв Исфахан и Рею, но на Кавказе потерпел тяжелое поражение от Хазарского каганата.
Аффан был непопулярен не только среди аристократии, но и среди простого народа. Личной жизни он уделял больше внимания, нежели государственной, злоупотреблял роскошью и назначал на ключевые посты своих людей. В итоге недовольство вылилось в открытое неповиновение, и Аффан оказался жертвой заговора, учиненный в 656 году. Новым халифом был избран Али ибн Абу Талиб, однако на этом кризис власти не закончился и перерос в гражданскую войну.

Али ибн Абу Талиб (656-661)

Усман происходил из благородного рода Омейядов, среди которых был Муавия ибн Абу Суфьян- или проще Муавия I. Он, будучи наместником в Сирии, был недоволен убийством Усмана и отказался признавать власть Талиба. Обе стороны стали собирать войска и готовиться к борьбе. Их противостояние вылилось в гражданскую войну. В августе 656 произошла первая битва, вошедшая в историю как «Битва верблюдов», победу в которой одержал Талиб. Решающее же сражение состоялось 19 июля 657 года (Сиффинская битва) и продолжалась девять дней. С военной точки зрения битва закончилась ничьей, а с политической- поражением Талиба.
Армия халифа раскололась, власть быстро таяла. В январе в 661 году Али был тяжело ранен заговорщиками. Умирая и давая последние наставления своим сыновьям, Али написал следующую поэтическую строку:
«Посох брошен, и достигнута цель,
и рад возвращению путник».

В последствии Али Талиб вошел в историю как трагическая фигура. Он приходился пророку Мухаммеду зятем, так как имел честь быть женатым на его дочери Фатиме. Муавия I, став новым халифом, перенес столицу из Медины в Дамаск.

Закат «Праведного халифата»

После свержения Талиба страну возглавила династия Омейядов, закончив историю «Праведного халифата». Омейяды будут держаться у власти до 750 года, пока халифами не станут Аббасиды.

Николай Большаков

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх