На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

History

233 подписчика

Кто скрывался под маской Фантомаса?

Вышедшая в свет в 1911 году первая книга о невероятном преступнике, Фантомасе, имела огромный успех и в народе тут же появились слухи, что у книжного злодея был реальный прообраз – некто архигерцог Хуан Норт.Его история запутана и таинственна. Его прошлое (естественно) туманно. Это загадочная и мрачная биография персонажа — гениального преступника, скрывающего своё лицо под маской Предположительно (везде ведь завеса таинственности, так что можно только предполагать) он родился в 1867 году.
О предках известно лишь то, что они были английского, либо французского происхождения. В 1892 году, человек, ставший впоследствии Фантомасом, а в те годы известный под именем архигерцог Хуан Норт, находился в Немецком княжестве Хесс-Веймар. У него был сын Владимир, а в Индии от европейской женщины у Фантомаса родилась дочь Хелена.

Фантомас жил в США и в Мексике. И даже под именем Гарна Фантомас участвовал во Второй Бурской войне. По возвращению в Европу (около 1900 года, вскоре после начала первого романа о Фантомасе) была обнаружена связь Гарна и леди Бельтам. И вот когда лорд Бельтам собирался выстрелить в жену, Гарн ударил его молотком и затем задушил. Страшной жестокости любовника леди Бельтам не пережила и покончила жизнь самоубийством.

Вот предистория серии бульварных романов, которые на удивление и радость авторам, имели ошеломляющий успех. Кредо Фантомаса запутывать следы и обрывать концы, но существуют смелые попытки проследить «весь творческих путь» Фантомаса и вывести злодея «на чистую воду».

Начнем с того, что один молодой юрист Марсель Аллен, который родился в Париже в 1885 году, не сделав карьер в юриспруденции, занялся журналистикой. В 1907 году он познакомился с Пьером Сувестром, известным к тому времени журналистом, и стал его секретарём. Сначала Аллен писал статьи, которые Сувестр публиковал под своим именем. В 1909 году Аллен получает право ставить подпись рядом с именем Сувестра.

И уже к февралю 1911 году Сувестр и Аллен, ставшие к этому времени соавторами нескольких литературных произведений, получают заказ от одного издателя нового ежемесячного журнала, написать приключенческий роман. Так появился «Фантомас" — первый роман из цикла о неуловимом преступнике. Сюжет пользовался успехом, и цикл продолжился.

К 1913 году было написано тридцать два романа. После смерти Сувестра в феврале 1914 года Аллен самостоятельно продолжил цикл о Фантомасе, написав ещё двенадцать романов. В общем Марсель Аллен был автором около 400 романов. Но популярность Фантомаса мешала писателю, он возмущался: «Всякий раз, когда я приношу в издательство или на киностудию новый роман или сценарий, мне отвечают одно и то же: «Дайте-ка нам лучше продолжение «Фантомаса»…» Господи, как мне осточертел этот Фантомас! Он меня когда-нибудь сведёт в могилу!».Своего создателя Фантомас, конечно, в могилу не свел, и Марсель Аллен прожил до почтенного возраста, покинув мир в 83 года, а вот литературным персонажам, вымышленных Сувестром и Алленом, коварный Фантомас помог отправиться на тот свет огромному числу. Фантомас беспощаден и безжалостен ко всем, включая собственных детей.

Фантомас — мастер перевоплощений, свои преступления он совершает под видом другого человека, зачастую уже им убитого. Для осуществления своих преступлений Фантомас любит использовать различные эксцентричные средства, например, зараженных чумой крыс или гигантских змей.
Естественно мимо такого харизматичного персонажа кинематограф пройти не мог. И 9 мая 1913 года на экраны вышла первая серия о похождениях одноного из наиболее известных отрицательных персонажей французской литературы и кино, которая называлась «Фантомас для гильотины».
Всего вышло пять фильмов о похождениях Фантомаса. Режиссером всех картин снятых в 1913 — 1314 был пионер немого французского кинематографа Луи Фейад, а главную роль исполнял Рене Навара, характерный актер, которому роль Фантомаса очень подходила.

В роли инспектора Жюва был актер Бреон. Экранизация представляла собой серию немых часовых фильмов: «Человек для гильотины», «Жюв против Фантомаса», «Мертвец-убийца», «Фантомас против Фантомаса», «Подставной магистрат (судья)».
В первом фильме Фантомас предстает в трёх обликах: доктора Чалека, в форме охранника, и в облике джентльмена по имени Гурн. Премьера фильма состоялась 9 мая 1913 года
Успех фильмов был ошеломительным. За неделю проката первый фильм посмотрели 80 тысяч зрителей. В продажу поступили миллионы статуэток Наварра в роли Фантомаса, выпускались манекены Фантомаса в натуральную величину, именем «ФАНТОМАС” нарекались корабли, рестораны и скаковые лошади. Фильмы массово закупались иностранными прокатчиками.

Более полувека назад пять фильмов Фейада были основными кино-постановками о неуловимом преступнике. В 20 — 40 ых годах прошлого столетия было несколько попыток экранизаций книг о Фантомасе. В одной из таких кинолент, к слову, снялась молоденькая Симона Синьоре, но все они канули в лету.

Фантомас ждал своего «звездного часа». И он пробил в 1964 году, когда началось триумфальное шествие кинотрилогии, снятой Андрэ Юнебеля в европейском кинопрокате с Жаном Маре в роли Фантомаса и журналиста Фандора, и Луи де Фюнесом в роли комиссара Жюва.

В отличие от мрачного оригинала, трилогия была снята в комедийном стиле, по сути являясь не частью фантомасиады, а пародией на неё и на бондиану. В кинопрокате СССР имела огромный успех.

Фантомас (фр. Fantômas) (1964), Фантомас разбушевался (фр. Fantômas se déchaîne) (1965), Фантомас против Скотленд-Ярда (фр. Fantômas contre Scotland Yard) (1967) Режиссер Андре Юнабель действовал сознательно, снимая Фантомаса именно в шпионско-пародийной стилистике, очень далекой как от текста романов Аллена и Сувестра, так и первых экранизаций.
Популярный режиссер, в совершенстве владеющий искусством развлечения, «работал на успех», привлекая звездных актеров, известную литературную основу и чуя охватывающую мир шпиономанию. Правда, такого сумасшедшего успеха не мог ожидать даже видавший виды Юнабель. Не говоря уже о Жане Марэ, карьера которого в кино к тому времени плавно заканчивалась и который с большим трудом согласился играть в картине.

После «Фантомаса против Скотленд-Ярда» создатели фильма планировали снять продолжение, к тому же примечательно, что действие четвёртого фильма должно было происходить в Москве. Однако возникли трудности с финансированием, и съёмки четвёртой части так и не состоялись.

Первая серия — действие разворачивается во французской столице, вторая — в Риме, третья — в шотландском замке, где неутомимый Жюв охотится за привидениями или беседует с лошадью.

Действие всех трех фильмов было перенесено во Францию 60-х годов, где персонажи пользуются различными техническими изобретениями и новшествами в духе Джеймса Бонда — например, «Ситроен» Фантомаса, превращающийся в самолёт, а в последней 3-й части в кейс Фантомаса встроено нечто подобное ЖК-дисплея. А ведь фильм был снят за 30 лет до производства первого ЖК-монитора. Или, например, сигара-пистолет.

— Что это? Карманная подводная лодка? — Да нет же, болван, это ракета. — Нет. Это сигара-пистолет.

Как только первая картина о Фантомасе вышла на экраны и имела ошеломляющий успех, продюсеры поняли очевидный факт: самым популярным героем ленты стал вовсе не «Гений Зла» и даже не благородный Фандор, а суетливый и крикливый коротышка-комиссар, сцены с которым вызывали в зале раскаты хохота, ради которых в кинотеатры народ что называется «валил валом». Издевательская и клоунская трактовка Луи де Фюнесом роли комиссара Жюва — в оригинальном тексте неустрашимого сыщика и писаного красавца — пришлась зрителям по душе.

Трилогия наполнена множеством трюков. При съемках, финальной сцены второй части "Фантомас-разбушевался" Луи де Фюнес, выполняя трюк сам, выпал из аэроплана на кусты роз. Неделю великий комик провёл в больнице. И после этого трюки в фильмах о Фантомасе было поручено выполнять дублёрам.

В этой же, второй серии, вместе с Луи де Фюнесом снялся его сын Оливье, в роли младшего брата главной героини Эллен, которую исполнила красавица Милен Демонжо. Милен Демонжо сыграла невесту журналиста Фандора во всех трех фильмах о Фантомасе. В «Фантомас разбушевался» неутомимому Жану Маре пришлось сыграть сразу несколько ролей: Фантомаса, журналиста Фандора, маркиза де Растелли и профессора Лефевра.

«Фантомас» является одним из лидеров советского кинопроката. Первый фильм трилогии в СССР посмотрели 45,5 миллионов зрителей, «Фантомас разбушевался» посмотрели 44,7 миллиона, а «Фантомас против Скотланд-Ярда» — 34,3 миллиона зрителей. Именно в прокате СССР появился зловещий «смех Фантомаса», так популярный у советских зрителей, особенно у подростков. В оригинальной французской версии смех отсутствует. Это мрачное «Ха-ха-ха» с закрытым ртом появилось только в русской, дублированной на «Союзмультфильме», версии.

Бурлесковый талант Луи де Фюнеса, мастерское перевоплощение Жана Маре, обаяние Милен Демонжо, замечательный сюжет делают комедию в наши дни столь же смешной, как и в дни ее создания.

В 2009 году вышли в свет BLU-RAY диски со всеми сериями Фантомаса. В 1974 в СССР вышла картина «Анискин и Фантомас» — советский двухсерийный художественный телевизионный фильм, снятый в 1974 году режиссёрами Михаилом Жаровым, Виталием Ивановым и Владимиром Рапопортом. В 1980-м, уже после трилогии Юнебеля, Хуан Луис Бунюэль и Клод Шаброль сделали для французского телевидения 4-серийный фильм «Фантомас». Успех фильма был настолько впечатляющим, что у знаменитого мультгероя Дональда Дака появился немецкий альтер-эго — супермен по имени Фантомиас

Картина дня

наверх