На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

History

233 подписчика

Путь Женщины в Древнем Риме: хранительница очага или некто больший? Часть 4

Влияние женщины на политическую и экономическую жизнь римского общества.

В данной статье мы поговорим о фигуре женщины в политической и экономической жизни древнеримского общества и попытаемся выяснить, как же римлянка Царского периода могла влиять на важные для всего общества политические решения.

Говоря о политическом и экономическом влиянии женщины на жизнь римского общества и государства, следует отметить тот факт, что женщина не имела никаких официальных прав в представленных сферах. Жёны приобретали огромное влияние не только в семье, но и в политической жизни в общем, ведь будучи советчицей своему мужу, женщина, по сути, влияла через него на важнейшие решения даже на государственном уровне.

Как писал Тит Ливий в своей истории Рима: «Он и сам по молодости лет был горяч, и жена, Туллия, растравляла беспокойную его душу. Так и римский царский дом, подобно другим, явил пример достойного трагедии злодеяния, чтобы опостылели цари, и скорее пришла свобода, и чтобы последним оказалось царствование, которому предстояло родиться от преступления». На данном примере можно увидеть, каким влиянием пользовалась жена над своим мужем, будь он царём или же простым гражданином.

При этом стоит заметить, что нередко женщины являли собой пример жён, жадных по власти. Приведем пример Туллии-свирепой, которая «тяготилась тем, что не было в ее муже никакой страсти, никакой дерзости. Вся устремившись к другому Тарквинию, им восхищается она, его называет настоящим мужчиной и порождением царской крови, презирает сестру за то, что та, получив настоящего мужа, не равна ему женской отвагой. Сродство душ способствует быстрому сближению — как водится, зло злу под стать, — но зачинщицею всеобщей смуты становится женщина», пишет Тит Ливий о жене Аруна Тарквиния, Туллии младшей (одной из двух дочерей Сервия Туллия), которая в погоне за властью прибегла ко всем преступлениям: к измене мужу и к убийству собственной сестры. В итоге женщина толкает Луция на двойное убийство: «Быстро заражает она юношу своим безрассудством. Освободив двумя кряду похоронами дома свои для нового супружества, Луций Тарквиний и Туллия-младшая сочетаются браком, скорее без запрещения, чем с одобрения Сервия». Но и это был не конец. Туллия младшая морально подготовила своего мужа к убийству Сервия Туллия (своего отца и его зятя). «Царские прислужники и провожатые обращаются в бегство, а сам Сервий, потеряв много крови, едва живой, без провожатых пытается добраться домой, но по пути гибнет под ударами преследователей, которых Тарквиний послал вдогонку за беглецом.  Считают, памятуя о прочих злодеяниях Туллии, что и это было совершено по ее наущенью».

Итак, мы можем видеть, что женщины, даже не имея официальных прав участия в политической жизни страны, оказывали огромное влияние, и не всегда положительное, на ход всей римской истории, начиная с основания города Рима.

Однако, кроме женщин, жадных до власти, готовых пойти ради её получения на всё, были и те, кто хранили верность себе и мужу до конца своей жизни. Такой показательной историей может служить жизнь Лукреции — жена римского патриция Тарквиния Коллатина и дочь консула Спурия Лукреция Триципитина. «Царские сыновья меж тем проводили праздное время в своем кругу, в пирах и попойках.  Случайно, когда они пили у Секста Тарквиния, где обедал и Тарквиний Коллатин, сын Эгерия, разговор заходит о жёнах, и каждый хвалит свою сверх меры.  Тогда в пылу спора Коллатин и говорит: к чему, мол, слова — всего ведь несколько часов, и можно убедиться, сколь выше прочих его Лукреция. «Отчего ж, если мы молоды и бодры, не вскочить нам тотчас на коней и не посмотреть своими глазами, каковы наши жёны? Неожиданный приезд мужа покажет это любому из нас лучше всего». Подогретые вином, все в ответ: «Едем!» И во весь опор унеслись в Рим. Прискакав туда в сгущавшихся сумерках, они двинулись дальше в Коллацию, где поздней ночью застали Лукрецию за прядением шерсти. Совсем не похожая на царских невесток, которых нашли проводящими время на пышном пиру среди сверстниц, сидела она посреди покоя в кругу прислужниц, работавших при огне. В состязании жён первенство осталось за Лукрецией». Но Секст Тарквиний (сын Тарквиния Гордого) пленился красотой Лукреции и, угрожая ей оружием, изнасиловал жену своего друга: «Несколько дней спустя втайне от Коллатина Секст Тарквиний с единственным спутником прибыл в Коллацию.  Он был радушно принят не подозревавшими о его замыслах хозяевами; после обеда его проводили в спальню для гостей, но, едва показалось ему, что вокруг достаточно тихо и все спят, он, распаленный страстью, входит с обнаженным мечом к спящей Лукреции и, придавив ее грудь левой рукой, говорит: «Молчи, Лукреция, я Секст Тарквиний, в руке моей меч, умрешь, если крикнешь». В трепете освобождаясь от сна, женщина видит: помощи нет, рядом — грозящая смерть; а Тарквиний начинает объясняться в любви, уговаривать, с мольбами мешает угрозы, со всех сторон ищет доступа в женскую душу.  Видя, что Лукреция непреклонна, что её не поколебать даже страхом смерти, он, чтобы устрашить её ещё сильнее, пригрозил ей позором: к ней-де, мёртвой, в постель он подбросит, прирезав, нагого раба — пусть говорят, что она убита в грязном прелюбодеянии. Этой ужасной угрозой он одолел её непреклонное целомудрие. Похоть как будто бы одержала верх, и Тарквиний вышел, упоенный победой над женской честью».

Итак, мы можем заметить, что Лукреция до самого конца не хотела сдаваться Сексту и уступать его намерениям, но, в конце концов, угроза остаться обесчещенный посмертно всё же подействовала. Лукреция не смогла пережить позора измены и, в присутствии своего отца и мужа, кончает свою жизнь самоубийством: «Все по порядку клянутся, утешают отчаявшуюся, отводя обвинение от жертвы насилия, обвиняя преступника: грешит мысль — не тело, у кого не было умысла, нету на том и вины.  «Вам, — отвечает она, — рассудить, что причитается ему, а себя я, хоть в грехе не виню, от кары не освобождаю; и пусть никакой распутнице пример, Лукреции не сохранит жизни!». Под одеждою у нее был спрятан нож, вонзив его себе в сердце, налегает она на нож и падает мертвой. Громко взывают к ней муж и отец».

Стоит заметить, что это не просто случай верности супругу. Смерть невинной женщины стала последней каплей в чаше терпения римлян. После этого случая народ, воспламенённый речами Брута, идёт с войной на царскую власть под его предводительством. Всё заканчивается изгнанием Луция Тарквиния, побегом его жены Тулии и убийством Секста Тарквиния.

Таким образом, можно говорить о том, что женщины в царский период истории Рима активно влияли на политику всего государства. Одними, как Туллией младшей, двигала жажда власти, другие, как Лукреция, помогали своему народу избавиться от незаконно навязанной царской власти совершенно неосознанно. Но главным остаётся тот факт, что женщины, несмотря на внешнюю беспомощность и домовитость, играли большую роль в политической жизни Рима.

Если говорить об экономической роли, которую играли женщины в Древнем Риме, то, пожалуй, стоит упомянуть их занятость мелкой торговле. Исключительно мужским делом считалась добыча и продажа металла, оружия, металлических изделий. Изготовление же и продажа тканей были занятия женщин или служанок. Лишь в первом столетии нашей эры в эту важную отрасль проникли мужчины, поскольку на ткани везде возник массовый спрос. До начала новой эры текстилем от начала и до конца занимались женщины: ткали, шили и продавали.

Пожалуй, на этом и заканчиваются экономические обязанности женщины в Древнем Риме. Стоит лишь обратить внимание на один момент: жена рассчитывала денежные средства и заботилась о семейном бюджете. М.Е. Сергеенко пишет в «Жизни Древнего Рима»: «…она переходит к ткацкому станку…, потому что одежда, изготовленная дома, обойдётся дешевле покупной. Она высчитывает каждый асс (денежная единица в Древнем Риме; 1 денарий=10 ассам) прикидывает, как бы подешевле купить хлеба и овощей… Потом надо подумать о завтраке для мужа и для детей…: она купит модий-другой подешёвке и дома их засолит и замаринует – будет дешевле покупных и вкуснее».

Таким образом, мы можем видеть, что жена (особенно небогатого ремесленника) выискивала, где бы лишний раз сэкономить и принести пользу семейному бюджету. Именно поэтому нельзя недооценивать экономическую роль женщины. Конечно же, они не принимали важных решений, связанных с казной государства, но каждая из них была в некотором роде «экономистом», зная, где можно схитрить и сэкономить в ведении домашнего хозяйства.

Юлия Гаркушенко

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх