Религия и женщины
Религия и люди, имеющие отношения к ней, всегда играли большую роль, а особенно в период Древней истории в любом государстве. В данной статье мы постараемся выяснить, как относились к женщинам, которые состояли в непосредственной близости к религии в Древнем Риме царского периода.
Римская религия высоко ставит женщину. Благоденствие государства находится в руках весталок, роль которых исполняют женщины-девственницы, охраняющие вечный огонь на алтаре Весты. «Никому в Риме не оказывают столько почёта, сколько им: консул со своими ликторами сходит перед ними с дороги… Если они встречаются случайно с преступником, которого ведут на казнь, ему оставляют жизнь.
Весталка должна только поклясться, что встреча была случайной, невольной, не преднамеренной», пишет Плутарх.Культ Весты был культом священного очага (ср. греч. hestia — «очаг») как домашнего, так и общегражданского. В круглом храме Весты не было изображений богини — только священный огонь, который поддерживали шесть жриц-весталок: «По преданию, Нума построил также храм Весты для хранения неугасаемого огня. Он дал ему круглую форму; но она представляла не фигуру Земли, — он не отождествлял с нею Весту, — а вообще, вселенную…». В день нового года (1 марта) этот огонь заново возжигался трением. В весталки брали девушек из лучших семей, служение их продолжалось 30 лет. Они не состояли под отеческой властью и пользовались большим уважением, но весталка, потерявшая целомудрие, каралась смертью. Учреждение института весталок некоторые историки приписывают Ромулу, но большинство из них больше склоняются к кандидатуре Нумы Помпилия (715 – 673/672 гг. до н.э.) Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» пишет: « Говорят, что Ромул впервые учредил и почитание огня, назначив для служения ему священных дев, именуемых весталками. Но другие историки приписывают это Нуме…».
Весталки имели множество преимуществ по сравнению с простыми женщинами.
Кроме женщин-весталок, занимающих высокое общественное положение, в Древнем Риме существовали и женские храмы, о чём свидетельствует Плутарх: «Почему в один из многочисленных римских храмов Дианы, а именно в тот, что в Патрицийском переулке, никогда не входят мужчины? Может быть, по преданию о том, что собаки растерзали какого-то человека, пытавшегося совершить насилие над женщиной, которая в этом храме приносила жертвы Диане. И вот, должно быть, из богобоязни мужчины туда не входят». Некоторым богам жертвы могут приносить лишь женщины. К примеру, богам домашнего очага Ларам, жертву приносили как только что вышедшие замуж девушки, так и уже давно состоящие в браке женщины.
Итак, мы можем видеть, что женщины в Древнем Риме имели к религии прямое отношение. Институт весталок, учреждённый Нумой Помпилием, существование женских храмов, куда был воспрещён вход мужчинам – всё это свидетельствует лишь об одном: женщина играла важную роль в религии Рима, начиная с основания города.
Юлия Гаркушенко