На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

History

233 подписчика

Крещение Руси: как, почему и зачем?

Не столь давно, а именно 28 июля в России отмечался праздник Крещения Руси. Смею предположить, что все знают, что данное празднество связано с весьма значимым событием, а именно принятие Христианства как государственной религии князем Владимиром, которого в народе прозвали Красное Солнышко. Кем был князь Владимир, почему именно Христианство он выбрал и почему народ принял этот выбор, постараемся ответить на эти вопросы ниже.

До принятия Христианства, Русь представляла из себя набор раздробленных народов, ведущих постоянную вражду. С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью, жил и  славяне  под разными местными названиями, держась берегов рек: Западной Двины, Волхова, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сулы, Десны, Оки с их притоками( территория современных Прибалтийских стран, Белоруссии, Украины, западных областей современной России). Данных о жизни того периода не сохранилось практически никаких, ибо летописи датируются, самое раннее со второй половины XI в.

О событиях, происходивших на данной территории в IX и Х веках, за исключением немногих письменных греческих известий, не имеется других источников, кроме изустных народных преданий, подвергавшимся вымыслам и изменениям. С определенной долей достоверности можно сказать, что о государственном устройстве как таковом речи не шло. Славяно-русские племена жили общинами, сосредоточенными в укрепленных пунктах, типа города; имели незамысловатый быт, напрямую связанный с территорией проживания, однако, ковка металла уже была в ходу, появлялись товарно-денежные отношения. Религия их был весьма примитивна и представляла собой поклонение природе, жрецов у них не было, а, следовательно, и не было тех, кто мог поддерживать эти примитивные религиозные верования в той или иной форме. Из дерева вырубались идолы, существовала вера в замогильный мир и в магическую силу слова. А в остальном же представлении богов каждый народ выдвигал версии на свой лад. Управлялись племена своими князьками и вели между собою войны. У каждого племени была своя автономная жизнь.

В середине IX века русские, после неудачного похода на Византию, когда буря истребила их суда, приняли крещение, но вслед за тем  язычество  опять взяло верх в стране; однако и после того многие из русских служили на службе византийских императоров в Греции, принимали там христианство и приносили его в свое отечество. В середине Х века киевская княгиня Ольга, бабка князя Владимира, приняла Св. Крещение.Князья Рюриково дома были абсолютными варварами, собирали дружины и устраивали набеги на ближайшие поселения. Ни о каком идеологическом оказании влияния речи быть не могло. Их основной целью было – получение прибыли и наживы. Варвары, они есть варвары, что с них взять?!

Однако, с принятием христианства в Русь приходят образования, представления о государственности и многое другое, благодаря чему, она становится целостным государством.

Судьбоносное решение для Руси сделал князь Владимир (княжил в период с 980 по 1015 г.). Он был сын воинственного Святослава (сын Ольги, язычник), киевского князя, который предпринял поход на хазар, господствовавших в юго-восточной России и одержал много славных побед, но был убит печенегами(народом тюрского племени). Будучи ещё ребёнком, Владимир был призван на княжение в Новгород. Однако по смерти Святослава между детьми его ( а детей то у него от разных жён хватало) началось междоусобие. Киевский князь Ярополк убил брата своего, древлянского князя Олега.

Владимир со своим дядей убежал в Швецию и возвратился в Новгород с чужеземной ратью. Вражда у них с Ярополком возникла оттого, что дочь князя полоцкого Рогнеда, которой руки просил Владимир, отказала ему такими словами: «не хочу разуть (разуть жениха — свадебный обряд) сына рабы», попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка.

Владимир завоевал Полоцк, убил Рогволода, полоцкого князя, и женился насильно на Рогнеде. Вслед за тем он овладел Киевом и убил своего брата Ярополка. Постепенно территории, подвластные князю Владимиру росли и ширились. Вообще в Повести временных лет Великий князь-язычник представлен как кровожадный женолюбец, любящий пиры, гульбу и сражения. Однако, в 988 году Владимир принимает христианство. Возникает вопрос: что же могло способствовать принятию такого решение? На это счёт существует несколько версий, но остановимся только на одной из них.

К концу Х века, на Руси уже частично была распространена христианская вера. Однако, большая часть населения придерживалась языческих обычаев. Но обычаи у каждого племени были свои, что сильно мешало их объединению. Для того чтобы создать единое государство, необходимо было создать единое связующее звено. Русь в то время со всех сторон подвергалась набегам и гонениям, что значительно тормозило её развитие. Озираясь на своих ближайших соседей, стало понятно Владимиру, что религия как нельзя лучше подходит на роль того самого звена. И стал он тогда выбирать религию, а для этого послал гонцов разведать, что собственно могут предложить ему соседи из близлежащих империй. Так выбор был сделан в пользу христианства, богослужение которого поразило своей красотой послов Владимира.

А там уже пошло поехало. Сам Владимир принимает крещение в греческом городе Херсонес (Крым). Но с условием, что возьмёт в жены Анну, сестру византийских императоров: Василия и Константина. Сам образ жизни Великого князя резко меняется, из кровожадного многоженца он превращается в миролюбивого практически аскета. Вся дружина вслед за князем принимает Крещение, народ также следует княжеским увещеваниям (тем более, что как указывалось выше, никто не мог открыто выступать против отречения от отеческих богов, так как института жречества не существовало на Руси) и крестится в Днепре. Борьба язычества с христианством выражалась в продолжительном соблюдении языческих приемов  жизни  и сохранении языческих суеверий; такая борьба происходила многие века после Владимира: но она не мешала русскому народу принять крещение, в котором сначала он не видел ничего противного, потому что не понимал его смысла. Только постепенно и для немногих открывался действительно свет нового учения.

Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных лиц. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте.

За двадцать лет Русь стало не узнать.

Александра Вакулинская

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх