На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

History

233 подписчика

Хоровые цыгане

Во второй половине XIX века сценические костюмы хоровых цыган не имели «цыганских национальных» признаков. Исключением были только шали у певиц. Мужчины носили казакины, то есть полукафтаны, обшитые галуном или позументом. По своему происхождению, это — праздничная одежда в зажиточных русских семьях. Купцы , как их надели в петровские времена, так до самой революции и предпочитали носить.Переняв казакины, хоровые цыгане сохраняли их вплоть даже дольше - до конца 1930-х годов. Впрочем, часть артистов старалась избавиться от любого «народного» налёта в своём сценическом облике. Неважно — цыганского или русского. Певцам импонировали фраки, белоснежные манишки, галстуки и прочие великосветские атрибуты. Публика воспринимала это стремление казаться аристократами с едва скрываемым раздражением.Ибо не за то деньги плотять!

Хоровые примадонны тоже хотели выглядеть настоящими гранд-дамами. Цыганки наряжались в "господские" платья не только в повседневной жизни, но и на эстраде. Певицы и плясуньи ориентировались в своих вкусах на светских дам, каждая хотела быть ,ну, точно, княгиней или графиней. Поэтому цыганки выступали, одетые в шёлк и бархат. К концу XIX столетия этот снобизм настолько «допёк» зрителей, что они охладели к цыганским хорам. Русским гостям хотелось видеть «настоящих» цыганок, а разряженных по французской моде барышень и барынь они и дома каждый день лицезрели.

Отчаявшись объяснить свои вкусы хореводам, они стали «голосовать ногами»… Оказавшись в конце концов без привычного дохода, хоровые артистки вынуждены были пойти на уступки публике. Именно тогда вошли в цыганский сценический костюм мониста, пёстрые юбки с оборками, широкие рукава и прочие «таборные» прелести. За основу хоровые цыганки взяли то, что требовали русские зрители. Им пришлось облачиться в наряды котлярок, только что прикочевавших из Румынии. Справедливости ради, следует сказать, что со временем артистки полюбили яркие костюмы «национального фасона». Так капитуляция обернулась успехом. Ещё до революции таборный стиль завоевал крепкие позиции в ресторанах и на сценических площадках.
Так что, благодарить за рождение экзотичного сценического костюма надо дворян и купцов, которые «надавили на хоры рублём».

(На рисунке)
Хор цыган на во время ярмарки в Харькове.
Гравюра Л. Серякова по наброску В. Шрейдера.
1871 год. Фрагмент.

Картина дня

наверх