На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

History

233 подписчика

8 марта 1988 года семьей Овечкиных была предпринята попытка угона пассажирского самолета Ту 154Б-2

В 1988 году семья Овечкиных состояла из матери и 11 детей (отец умер в 1984 г., после побоев, нанесённых старшими сыновьями). Мать — Нинель Сергеевна (51 год, «мать-героиня»), работала продавцом. Дети — Людмила (32 года), Ольга (28 лет), Василий (26 лет), Дмитрий (24 года), Олег (21 год), Александр (19 лет), Игорь (17 лет), Татьяна (14 лет), Михаил (13 лет), Ульяна (10 лет), Сергей (9 лет). 7 сыновей входили в семейный джазовый ансамбль «Семь Симеонов» и официально числились музыкантами при объединении городских парков «Досуг». Ансамбль был организован в конце 1983 года и вскоре добился побед на ряде музыкальных конкурсов в различных городах СССР, получил широкую известность: об Овечкиных писали в прессе, сняли документальный фильм и т. д. Семья проживала в Иркутске, в двух трехкомнатных квартирах на улице Детская, дом 24. Кроме того, за ними был сохранен частный дом в предместье Рабочее с участком в восемь соток

Овечкина и её сыновья считали, что они имели несчастье родиться в СССР. По их мнению, они заслужили гораздо большего.Во время зарубежных гастролей ансамбля «Семь Симеонов» в 1987 году в Токио члены семьи Овечкиных приняли решение покинуть Советский Союз. После возвращения в СССР, «Симеоны» начали готовиться к бегству за границу. Мать полностью поддержала их идею. Овечкины решили угнать самолёт, который будет совершать рейс внутри Союза. Они нашли способ пронести оружие на борт — во время одной из поездок они обратили внимание, что контрабас, на котором играл Александр, едва проходит в металлодетектор, поэтому сотрудники аэропорта ограничились поверхностным осмотром. К тому же при помощи контрабаса можно было объяснить наличие металлических деталей в футляре. После возвращения Овечкины начали распродавать вещи из дома. Старшие братья Овечкины купили два ружья 16-го калибра (одноствольное и двуствольное), ружейные патроны и детали для изготовления самодельных бомб. Кроме того, Овечкины купили новую одежду, в которую переоделись, чтобы за границей выглядеть более эффектно.

Д. Овечкин изготовил из ружей обрезы, а также собрал три самодельные бомбы, одну из которых взорвал с целью оценить эффект взрыва. Также он сделал двойное дно в контрабасе и закрепил там оружие, бомбы и сотню патронов.Овечкины также договорились — если побег не удастся, взорваться всей семьёй. 8 марта 1988 года семья Овечкиных — Нинель и её 10 детей — прибыли в аэропорт на посадку в самолёт Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск — Курган — Ленинград. Старшая дочь Людмила, выйдя замуж, жила отдельно от остальной семьи и в захвате самолёта участия не принимала.Овечкины прибыли в аэропорт с ручной кладью и музыкальными инструментами. Футляр с контрабасом не проходил в интерскоп по габаритам, поэтому сотрудница службы контроля для проверки положила футляр на стол, открыла его и встряхнула инструмент. Оружие найдено не было. Поскольку в самолёте было много свободных мест, Овечкины пересели в хвостовую часть салона. Старшие братья показали стюардессам фотографию ансамбля «Семь Симеонов», чтобы убедить в том, что они являются артистами.В Кургане один из бортпроводников обратил внимание на контрабас и решил его убрать, но в тот момент он отвлёкся на какую-то мелочь и забыл о нём.

В 14:53, когда самолёт летел в районе Вологды, двое старших братьев Овечкиных встали с мест и запретили остальным пассажирам покидать свои места, угрожая ружейными обрезами. В 15:01 Василий Овечкин передал бортпроводнице Ирине Васильевой записку с требованием изменить курс и приземлиться в Лондоне или в другом городе на территории Великобритании под угрозой взрыва самолёта. В 15:15 борт сообщил, что топлива осталось на 1 час 35 минут полёта.В соответствии с Воздушным кодексом СССР, в сложившихся обстоятельствах экипаж самолёта имел право самостоятельно принимать решения. Чтобы не подвергать риску пассажиров, экипаж первоначально принял решение лететь за рубеж. Но чем ближе лайнер подходил к Ленинграду, тем яснее становилось: до ближайшего финского или шведского аэродрома не дотянуть. В Кургане самолёт был дозаправлен, но ровно настолько, чтобы долететь до Ленинграда, на крайний случай — до запасного аэродрома в Таллине. Если же следовать в Финляндию, то у неизвестного аэродрома пришлось бы маневрировать, изучать подходы, тут и могло бы кончиться топливо.Положение осложнялось тем обстоятельством, что экипаж Ту-154 не имел опыта и не был подготовлен к совершению международных перелётов: не знал расположения воздушных коридоров и зарубежную систему эшелонирования полётов; на самолётах внутренних линий не было необходимых справочников по ведению радиосвязи, схем заходов на посадку и др. В этих условиях, появление в воздушном пространстве иностранного государства самолёта, не соблюдающего установленных правил поведения в воздухе и не исполняющего отданных в установленном порядке команд с земли могло привести к катастрофическим последствиям. Ещё одной проблемой был «языковой барьер», на выполнявшем внутренний рейс «Ту-154» английский язык знал только штурман.

В 15:30 бортинженер Иннокентий Ступаков вышел в салон и в результате переговоров сумел объяснить, что для совершения полёта в Великобританию недостаточно топлива, после чего ему удалось убедить террористов разрешить посадку для дозаправки самолёта на территории Финляндии.В 16:05 самолёт приземлился на военном аэродроме Вещево неподалёку от финской границы. По громкой связи в салоне самолёта было объявлено, что авиалайнер производит посадку на дозаправку в аэропорту финского города Котка.Увидев в иллюминаторы советских солдат, Овечкины поняли, что их обманули. Братья Овечкины потребовали немедленно взлетать, попытались выломать дверь кабины пилотов, угрожали начать убивать пассажиров. Дмитрий Овечкин застрелил бортпроводницу Тамару Жаркую. По воспоминаниям участника событий, майора милиции И. Власова, на переговоры Овечкины не шли в принципе, на предложение отпустить хотя бы женщин и детей последовал категорический отказ: «никаких условий!». По требованию террористов, самолёт был заправлен. В 19:10 начался штурм самолёта. Штурм был осуществлён сотрудниками специального подразделения патрульно-постовой службы милиции ГУВД Леноблисполкома, которым командовал подполковник милиции С. С. Ходаков. Штурм самолёта выполняла группа под командованием ст. лейтенанта милиции А. М. Лагодича из 10 человек, в оцеплении находились сотрудники милиции из ГОВД Выборга.
Террористы оказали вооружённое сопротивление, открыв огонь по сотрудникам группы захвата.
После того, как Овечкины обнаружили, что у них заканчиваются боеприпасы, они приняли решение взорвать имевшееся у них самодельное взрывное устройство и покончить жизнь самоубийством. Взрыв пробил отверстие в фюзеляже, на борту самолёта начался пожар, но осколки ушли вверх и в стороны и Овечкины уцелели. В салоне поднялась паника, кто-то сумел открыть аварийный люк и пассажиры начали выпрыгивать на бетон посадочной полосы. По требованию Н. С. Овечкиной, Василий Овечкин застрелил мать, после чего по очереди застрелились Василий, Олег, Дмитрий и Александр Овечкины. В результате теракта из 8 членов экипажа и 76 пассажиров (включая 11 Овечкиных) погибли 9 человек пять террористов (Нинель Овечкина и четверо её старших сыновей), бортпроводница Т. И. Жаркая и трое пассажиров; ранения и травмы получили 19 человек (двое Овечкиных, два сотрудника милиции и 15 пассажиров), сгорел авиалайнер Ту-154Б стоимостью 1,4 млн. рублей.

6 сентября 1988 года в Иркутске начался суд над оставшимися в живых членами семьи — Игорем и Ольгой Овечкиными, потому что только они по возрасту подлежали уголовной ответственности. Выяснилось, что Ольга была против угона и до последнего пыталась его предотвратить. Ей дали 6 лет лишения свободы, Игорю — 8 лет (они отбыли лишь по половине своих сроков). Во время захвата и суда Ольга была беременна и в заключении родила дочь. Суда избежала только Людмила Овечкина, так как она задолго до захвата вышла замуж и уехала из семьи. О захвате ничего не знала. Несовершеннолетних Овечкиных суд отдал под её опеку, несмотря на то, что у неё было трое собственных детей. Когда Ольга родила свою дочь, девочка тоже была отдана под опеку Людмилы.

Дальнейшая судьба оставшихся в живых Овечкиных сложилась по-разному.Игорь играл в ресторанных оркестрах. В некоторых источниках сообщается, что в 1990-е годы он был вторично арестован, на этот раз за распространение наркотиков, и был убит в тюрьме сокамерником. Однако ещё в 1999 году Игорь был жив и общался с корреспондентом газеты «Московский комсомолец».Сергей некоторое время играл в ресторанах вместе с Игорем, затем следы его теряются.Михаил переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в многочисленных jazz street parade и мероприятиях старейшего в стране джаз-клуба «Квадрат». Участвовал в «Spb. Stompers» Валерия Заварина, «Nord-West Jazz Band» Олега Саморукова, «Pessimist Band» Михаила Лоова, джазовом коллективе «Easy Winners» Андрея Воеводского и др. Играл в клубном оркестре «Чайка». Где-то до 2002 он жил в Санкт-Петербурге, потом перебрался в Испанию, где играл в уличном барселонском джаз-бэнде «Jinx Jazz Band». В его составе принял участие в записях альбомов коллектива. В 2012 году Михаил перенёс инсульт, став инвалидом. В данный момент проживает в хосписе в Барселоне. Ольга в 2004 г была убита своим сожителем в ходе бытовой пьяной ссоры. Родившегося незадолго до этого сына Ольги тоже взяла к себе на воспитание Людмила.Ульяна родила ребёнка в 16 лет, вела асоциальный образ жизни. Пыталась покончить с собой, стала инвалидом. Сегодня живёт в Иркутске на пособие по инвалидности.Татьяна, по данным 2002 года, вышла замуж, родила ребёнка и поселилась в Черемхово. В 2006 году Татьяна приняла участие в выпуске документального сериала «Следствие вели...», который был посвящён захвату.

В 1999 году по мотивам истории семьи Овечкиных был снят художественный фильм «Мама». Были изменены фамилии действующих лиц (вместо Овечкиных — Юрьевы), название ансамбля (вместо «Семь Симеонов» — «Весёлая семейка»), количество детей, существенные обстоятельства захвата самолёта и проведения штурма. В целом, сюжет киноленты имеет отдалённое отношение к реальности. Овечкиным фильм не понравился из-за искажения причин, вследствие которых их семья-кинопрототип решилась на захват.

Картина дня

наверх