На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

History

233 подписчика

Путь Женщины в Древнем Риме: хранительница очага или некто больший?

Тема отношений между мужчиной и женщиной всегда интересовала и будет интересовать как учёных-историков, так и обывателей. И сегодня, в эпоху эмансипации, в XXI веке, когда женщины стали играть большую роль не только в бытовых и семейных отношениях, но и в политической и экономической сферах на государственном уровне, когда патриархальные отношения всё стремительнее уходят в прошлое, интересно изучить статус женщины древнего мира, что наверняка позволит понять истоки некоторых острых проблем современности.

В наше время невольно задумываешься: «Каким было отношение к женщине раньше?», «Относились ли к «слабому полу» как к божеству не только в храме, молясь перед женскими изображениями, но и в повседневной жизни?» Несмотря на многочисленные возвышенные образы женщин, созданные в античной литературе, женщина официально считалась существом диким и лишенным разума. На наши вопросы, к сожалению, нельзя дать точных ответов. Рассматривая историю Рима царского периода, очень сложно говорить о положении женщины в обществе. Такая ситуация создаётся за счёт отсутствия источников, содержащих информацию  о повседневной жизни людей того времени, плохой изученности периода правления семи первых царей Рима (с начала правления первого римского царя Ромула – с 753 года до н. э. — до окончания правления последнего царя Рима – до 509 года до н. э.), который строится в основном на полулегендарных, а иногда и вовсе мифических событиях! Однако именно этот факт сделает наше исследование интереснее, ведь, несмотря на все  сложности, мы постараемся понять: «Кто же такая — женщина в Древнем Риме?» Мы постараемся пройти весь путь древнеримской женщины со всеми жизненными трудностями: от её рождения и воспитания до смерти. В конце хочется сказать, что какими бы психотипами не мыслили римские мужчины, концепция женщины, как существа им не равного, была главенствующей во всех сферах жизни древнеримского общества. Однако римляне понимали, что без «слабого пола» невозможна одна из главнейших функций семьи — репродуктивная. Поэтому, фактически, исключая женщин из жизни общественной и политической, в семейной и в бытовой её областях, римские мужчины  оставляли за ними ведущую роль.


 

Часть 1

Первые годы жизни девочек в Древнем Риме. Рождения и воспитание.

Рождение ребёнка для римлянина всегда было большим праздником независимо от пола новорождённого. По обычаю, отец поднимал младенца, которого клали перед ним на землю — это значило, что он признавал его своим законным ребёнком. Однако не все было настолько радужно: отец мог отвергнуть дитя, и тогда новорождённого выбрасывали. Право продать ребёнка или даже убить также целиком принадлежало главе семьи.

Первым же ритуалом в жизни каждого младенца являлся ритуал наречения, который и сейчас во многом сохраняет своё значение. Отношение римлян к наречению дочерей было особым. Интересный факт о наречении новорождённых приводит Плутарх в «Римских вопросах»: «Почему мальчикам дают имя на девятый день от рождения, а девочкам на восьмой? Может быть, девочек нарекают раньше, чем мальчиков, сообразуясь с их природой: женщины и растут, и расцветают, и созревают быстрее, чем мужчины?» Что же касается самого наречения, женщина имела 2 имени: родовое и личное. Незамужних девушек и женщин принято было называть с упоминанием имени отца, а замужних  — мужа.  Позднее женщины носили лишь родовое имя. Причём, что интересно, если сразу у нескольких римлянок в роду оказывались одинаковые имена, их нумеровали: Клавдия Терция (третья), Клавдия Квинта (пятая) и т.д.

Теперь поговорим о вскармливании младенцев. Стоит сказать, что новорождённого  в старых римских семьях обычно вскармливала мать, о чём свидетельствуют изображения на старых саркофагах матери, кормящей ребёнка. Считалось, что вскармливая дитя сама, мать не прерывает уз любви, которые соединяют её с ребёнком. Однако со временем матери стали пользоваться услугами кормилиц. В Риме, в период Поздней Республики, на эту роль обычно брали рабынь-гречанок, «поскольку они кормили детей одновременно «молоком и культурой». Особенно много значила кормилица для повзрослевшей девушки: она была ей и старшей сестрой и доброй подругой, способной дать совет.

Что же касается вопроса воспитания девушек в Риме, нельзя не отметить, что первые годы жизни девочек проходили в играх и развлечениях. Причём девочки и мальчики, в младшем возрасте, «воспитывались» вместе: ссорились, мирились, поколачивали друг друга и так по сто раз на дню. Однако с взрослением пути братьев и сестёр начинали расходиться. Поворотной точкой был семилетний возраст: мальчики «уходили из детства» под руководством отца, девочки же оставались с матерью и няней.

Дальнейшее воспитание девочек строилось на традиционной идее: девочка должна была стать женщиной — хозяйкой дома и хранительницей домашнего очага. Поэтому с малых лет девочек, прежде всего, обучали  женским рукоделиям, а именно – прядению и ткачеству. Однако дело состояло не только в обучении молодых девушек жизненно важным навыкам, но и в том, что в небогатых домах, где придерживались добрых старых нравов, одежда на всю семью выделывалась руками всех женщин в семье. В состоятельных же семьях матрона (в Древнем Риме почётное название свободнорождённой замужней женщины, пользующейся хорошей репутацией и принадлежащей к высшему сословию) обязана была хотя бы руководить данным процессом. Во всем другом разница между воспитанием девушек из благородных семейств и девочек из простонародья была лишь в том, кто именно давал им знания о ведении домашнего хозяйства. В первом случае, это была вся женская часть дома, состоящая, в том числе, и из служанок, в  другом – родная мать. Цель данного воспитания была одна: девушек готовили к роли будущих жён и матерей.  Стоит оговориться лишь в одном: моральное воспитание девушек из богатых семей  предписывало им оставаться целомудренными и, в большей степени, невежественными, проявляя покорность родителям и будущему супругу. Дочери же «маленьких людей» (мелких ремесленников, пастухов, земледельцев и т.п.) зачастую получали нравственное воспитание на улице.

Воспитание и взросление девушек проходило в стенах дома, в родной  семье. В Риме женщина ценилась, в первую очередь, как мать, но она была и хранительницей дома, поэтому девочки с детства готовились к этой роли, независимо от своего социального положения. В семейном кругу дочери рано усваивали традиции общества того времени: почтение к богам и законам, скромность, послушание и трудолюбие. Все эти качества в дальнейшем должны были помочь стать хорошей хозяйкой, матерью и женой. После ступени взросления в кругу семьи, девушке предстояло едва ли не самое важное событие в её жизни, от которого целиком и полностью зависела её дальнейшая судьба. Поэтому в следующей статье мы поговорим о свадьбе, а точнее о традициях, свадебном ритуале и облачении невесты.

Юлия Гаркушенко

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх