На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

History

233 подписчика

Арабы в Египте: Часть 2 - Завоевание Египта арабами

В 180-м году Хежира (639) Амру, лейтенант халифа Омара, проник в Египет. Мы уже говорили, сколь деликатным было отношение его к побежденному народу. Египтянам были оставлены их законы, обычаи, религия; Амру гарантировал им мир и покровительство, в обмен на которые потребовал лишь уплаты годового налога по 15 франков с человека. Условия его были приняты с готовностью. Лишь часть населения, состоящая из греков, то есть солдат-функционеров и духовенства, отказалась подчиняться завоевателям. Укрывшись в Александрии, они выдержали четырнадцатимесячную осаду, стоившую жизни двадцати трем тысячам арабов.
     Несмотря на такие большие потери, Амру повел себя очень снисходительно по отношению к жителям большого города; он не стал прибегать к насилию, наоборот, старался успокоить людей, принимал все их жалобы и пытался рассудить их. Он ремонтировал плотины и каналы; для проведения общественных работ была выделена весьма значительная сумма. Что же касается пожара, якобы устроенного арабами в библиотеке Александрии, то это в такой степени противоречит традициям арабов, что остается только недоумевать, почему серьезные писатели так долго поддерживали эту легенду. В наше время эта версия была опровергнута, и нет необходимости возвращаться к ней. Легко доказать, что еще задолго до арабов все языческие книги, хранящиеся в Александрии, а также памятники и статьи, были уничтожены хранителями, так что сжигать арабам было уже нечего.
     Взятие Александрии для арабов имело такое же значение, что и взятие Иерусалима. Это означало окончательное завоевание Египта. Арабы не только получили огромные богатства, но и захватили плацдарм для дальнейших завоеваний.
     Чтобы понять всю важность взятия арабами Александрии, чтобы представить себе какой резонанс имела эта победа в Европе, необходимо знать, каким был этот город до и во время правления арабов.
     С момента основания Александрии (332 год до нашей эры) и вплоть до завоевания Амру, то есть в течение тысячи лет, Александрия являлась одним из крупнейших городов мира. Будучи торговым центром Средиземноморья, она была вторым после Константинополя городом во всей империи Востока. При Птоломеях в Александрию стекалось много самых известных ученых и философов со всего мира; в городе была самая знаменитая библиотека, славились и его школы. Однако процветание наук здесь длилось недолго. Когда римляне, ведомые Цезарем, высадились здесь в 48-м году до нашей эры, Александрия давно уже переживала не лучшие времена.
     Под владычеством римлян город стал возрождаться и вскоре уже считался вторым по значению в римской империи. Однако и этот расцвет продолжался недолго. Александрию охватили религиозные распри, а начиная с третьего века беспрестанные кровопролитные бунты и мятежи, подавлявшиеся императорами. Как уже говорилось, когда христианство стало официальной религией, христианский император Теодос (Tedose) (а вовсе не халиф Омар), повелел уничтожить все храмы, статуи и книги язычников.
     Под императорами Константинополя Александрия не разрасталась, оставаясь, однако, важным коммерческим центром. В городе сохранялись еще остатки прежнего великолепия, так очаровавшие лейтенанта Омара.
     Арабы не видели раньше столь правильного города. Мы не располагаем точными данными о состоянии его в то время, но нам хорошо известно, что он представляет собой в двадцатом веке нашей эры. Первоначальный план города и сейчас, несмотря на то, что монументы значительно разрушены. Александрия в плане представляла прямоугольник длиной 5000 метров и шириной 1800 метров; улицы города примыкали под прямым углом. Одна из улиц делила город на две части. Среди монументов, заслуживающих внимания, стоить огромный арсенал, великолепные дворцы, храм Нептуна, колонны которого издали притягивали к себе взгляды моряков; Тимониум, где Антоний после поражения от Актиума укрывался до конца своих дней; Цезариум, где находился Цезарь во время осады, Два обелиска и другие памятники. Вдоль набережной тянется Емпориум (Emporium), где продаются товары, привезенные сюда со всего мира. В Музеуме находится крупнейшая в мире библиотека. В эпоху упадка интересы ученых Александрии ограничивались грамматикой, этимологией, наукой о чудотворцах и религиозными тонкостями. На холме, где сегодня возвышаются колонны Помпея, находился Серапиум (Serapeum) -храм, украшенный массивными пилонами и огромными гранитными статуями.
     Напротив Александрии расположен остров Фарос, известный своим маяком. Маяк этот, выстроенный из белого мрамора, некогда считался одним из чудес света, - его огни были видны с расстояния в десять лье. Остров соединятся с материком дамбой длиной в 1200 метров.
     Тотчас же после взятия Александрии Амру вывел из города большую часть своей армии, оставив там лишь один гарнизон. Основные войска расположились в лагерях на внутренней территории Египта. На берегу Нила, в том месте, где прежде находилась палатка Амру, для воинов были построены временные жилища - хижины; позднее их заменили дома для солдат и дворцы для генералов. Это поселение стало началом Каира, будущего соперника Багдада. О происхождении города говорит и первое его название, Фостатт, то есть палатка.
     Найдя, что Фостатт имеет превосходное местоположение, Амру укрепил стены города и создал там свою резиденцию. С этого времени, то есть вот уже двенадцать веков Каир остается столицей Египта.
     То, как Амру сумел организовать управление только что завоеванной им страной, свидетельствует о его мудрости. Обращение с крестьянами было очень справедливым, - они давно не знали такого. Были созданы постоянно действующие суды, в том числе аппеляционные, хотя в них рассматривались только дела мусульман. Если одну из сторон представляли египтяне, то другая могла быть коптской. Амру уважал веру, законы и обычаи местных жителей. Лишь один из обычаев был запрещен по его указу - каждый год одну красивую юную девственницу силой отрывали от родителей и бросали в воды Нила; этим египтяне пытались умилостивить речного бога, чтобы тот дал им достаточно воды во времена разлива. Церемония эта жива и поныне, только вместо девушки в реку бросают чучело, называя его невестой. Этот старинный обычай, насчитывающий шестьдесят веков, а может и того более, показывает, что в ранней египетской религии существовало жертвоприношение людей.
     Как Омар, захвативший Иерусалим, так и Амру, покорив Египет, выказывал самое доброжелательное отношение к христианской религии. Он согласился на требование коптского населения иметь своего патриарха, как это был раньше. Терпимость Амру была столь высока, что он даже разрешил строительство христианских церквей в основанном им мусульманском городе.
     Хотя число христиан, принявших ислам, увеличивалось с каждым днем, у последователей Мохаммеда еще не было своего храма. Амру решил построить великолепную мечеть, подобную мечети Мекки. Знаменитый монумент этот можно увидеть и сегодня. Но из-за бесконечности египетской администрации он постепенно разрушился.
     Амру не ограничился завоеванием нижнего Египта, он ввел свои войска вплоть до Нубии, то есть Эфиопии, принадлежавшей тогда римлянам. Эта операция, в которой участвовало двадцать тысяч человек, не была успешной. Арабы не укрепились в Нубии, лишь время от времени они снаряжали туда военные экспедиции. Тем не менее нубийцы, как и египтяне, в конце концов, приняли и религию, и язык арабов. Сегодня население страны выглядит весьма пестро; здесь можно встретить людей всех оттенков кожи, от чисто белого, (который, похоже, принадлежит потомкам арабов из Хеджаза), до совершенно черного. Среди них есть и очень красивые индивиды, что видно из фотопортретов, которые я имел случай сделать там. Среди снимков немало портретов нубийских женщин, они по своему типу напоминают египтянок времен фараонов.
     Так же за несколько приемов арабы завоевали Абиссинию, точнее - лишь часть ее территории: побережье Красного моря. Но здесь влияние их было еще слабее, чем в Нубии, - население, будучи христианским еще с четвертого века, сохранило свою религию. Однако, арабский язык получил достаточно широкое распространение, местное население смешалось с арабским.
     С момента завоевания Египта арабами в 639-м году до вторжения туда турков в 1517-м прошло около девятисот лет. За это время девять династий сменили друг друга. Бывшие вначале подчиненными халифам Востока (639-870), правители Египта добились затем независимости и образовали династию Тулонидов (870-905 гг). Однако халифам Багдада удалось вернуть свое влияние, хотя и на небольшой срок (905-934). Годы правления династии Екшидитов (934-972) сменились эпохой правления халифов Фатимидов (972-1171). Их империя охватывала север Африки, Сардинию, Сицилию, острова Средиземного моря и Сирию. При этой династии Египет достиг своего наивысшего расцвета.
     Халифам Египта так же, как и халифам Багдада, суждено было попасть под влияние военных мамелюков, составлявших вначале их охрану. Халифам в обоих случаях была оставлена лишь формальная власть, да и то лишь на некоторое время. В 1250-м году мамелюки окончательно взяли в свои руки бразды правления и основали сначала одну, а затем вторую династии, просуществовавшие в общей сложности 267 лет.
     Первая (1250-1381) династия мамелюков-туркмен, как и в Багдаде, состояла из людей тюркского происхождения, плененных во времена войн в Каспийском и Кавказском районах и проданных затем в рабство. Это были красивые, крепкие мужчины. Казалось, они самой природой предназначены для охраны халифов. Одетые в блестящие костюмы с прекрасными доспехами, на которых были инкрустированы знаки различия (подражая им, рыцари-крестоносцы создали свой герб), они были великолепны. Пользуясь привилегиями, старшие из них постепенно занимали все более высокие посты в государственном аппарате и, в конце концов, прибрали к рукам и само государство.
     Вторую династию мамелюков (1382-1516) составили мамелюки-черкесы, как их называют историки. Это были выходцы из Черкесии, они принадлежали к турецкой нации, населявшей верхнюю Азию. Последние султаны-мамелюки турецкого происхождения надеялись найти в них противовес влиянию туркмен, такому же опасному для них, как и для их предшественников-арабов. Однако владение просуществовало недолго; новые силы вскоре взяли верх, и власть полностью перешла в их руки.
     Мамелюки-черкесы правили до тех пор, пока не были в 1516-м году свергнуты султаном Селиман первым. Последний превратил Египет в турецкую провинцию. С этого времени начинается период упадка цивилизации Египта. В настоящее время находясь под слегка завуалированной властью европейцев, страна переживает далеко не лучшие времена.
     Когда Египет стал турецкой колонией, мамелюки вынуждены были покориться завоевателям; однако со временем они воспряли и сумели вернуть себе реальную власть, став при этом воителями, еще более грозными, чем Наполеон. Страна была освобождена от деспотизма мамелюков лишь тогда, когда грозный, но очень умный Мехмет-Али вырезал их до последнего.
     Численность мамелюков увеличивалась только за счет иммиграции. Климат Египта, губительный для пришельцев, не позволял им иметь наследников, и они пополняли свои ряды только за счет покупки рабов в Черкесии. Рабы эти представали взору нескольких беев, для которых было вопросом престижа набрать войска из самых красивых людей.

Гюстав ле Бон
"Цивилизация арабов"
Книга III. Империя арабов
Глава IV. Арабы в Египте

Продолжение следует...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх